Несмотря на то, что Законом о контрактной системе достаточно чётко и подробно регламентирована процедура проведения закупок, нарушения при размещении госзаказа встречаются довольно часто. Стоит отметить, что помимо госзаказчиков, нарушения, которые приводят к ограничению участников закупок, совершаются также уполномоченным органом, специализированной организацией, оператором электронной площадки, а также конкурсной, аукционной и котировочной комиссиями.
Самыми распространёнными примерами нарушений являются:
- включение в конкурсную документацию таких условий, которые ограничивают число участников (невыполнимые условия,
- необоснованное условие о наличие каких-либо лицензий и прочее),
- предъявление к участникам требований, которые не предусмотрены Законом о контрактной системе,
- необоснованный отказ в допуске к участию в закупке,
- нарушение норм Закона о контрактной системе при определении способа обеспечения исполнения госконтракта и так далее.
Результатом таких нарушений может стать неправомерное заключение госконтракта в обход конкурентных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Если у Вас есть сомнения в юридической чистоте проведения государственной закупки, незамедлительно обращайтесь в компанию
Юридический Центр «Законный Бизнес».
Мы проведем правовой анализ процедуры закупки и конкурсной документации бесплатно!
Если у участника есть основания полагать, что при проведении закупки были допущены нарушения Закона о контрактной системе, он может обжаловать результаты закупки.
Есть два способа, которыми это можно сделать. Первый – административный. Он предполагает подачу жалобы в Управление Федеральной антимонопольной службы. Этот способ имеет ряд преимуществ: он более оперативный, не требует уплаты каких-либо пошлин и сборов, а также существует возможность подачи жалобы в электронной форме при условии, что и заявка на участие в закупке также подавалась в электронной форме.
Однако недостатком данного способа является то, что сроки на подачу жалобы весьма сжаты, и важно не упустить возможность отстоять своё право на заключение госконтракта.
В случае, если срок на подачу жалобы всё-таки был пропущен, либо жалоба была признана необоснованной, у участников закупок есть альтернативный вариант действий – обжалование результата закупки в судебном порядке.
Это более трудоёмкий способ, который не только требует уплаты госпошлины за подачу заявления в суд, но и является более длительным по времени. Однако суды, как правило, более тщательно подходят к разрешению споров, максимально полно выявляют все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, в результате чего значительно повышаются шансы на решение вопроса в пользу участника закупки.
Также стоит отметить, что подача жалобы в административном порядке не препятствует и не исключает возможности незамедлительного обращения в суд с соответствующим заявлением.
Правомерность действий заказчика и иных лиц при проведении закупки, основания и сроки подачи жалобы, выбор наиболее приемлемого способа обжалования – все эти и многие другие особенности необходимо для достижения конечной цели - признания результата закупки недействительным.