За многолетний опыт работы в сфере решения споров с государственными заказчиками, мы столкнулись с тем, что многие участники госзакупок не информированы о существующей возможности «мирного урегулирования» спорных ситуаций и расторжения контрактов без привлечения контролирующих органов (Антимонопольной службы и Арбитражного Суда). Бывают такие ситуации, когда исполнение государственного контракта становится не актуальным, не интересным и не выгодным ни поставщику, ни заказчику. В этом случае инициатива расторгнуть контракт, как правило, исходит от государственного заказчика, который публикует
Решение об одностороннем отказе и направляет уведомление в УФАС. Результат такой процедуры расторжения – запись об исполнителе контракта в Реестре недобросовестных поставщиков, потеря им деловой репутации, удержание обеспечения, штрафы и другие финансовые риски.
Но любой контракт, в том числе государственный и муниципальный, можно расторгнуть в любое время и на таких условиях, которые будут учитывать интересы обеих сторон. Самое сложное в этом случае – достигнуть соглашений, четко сформулировать и документально зафиксировать достигнутые договоренности. Отметим, что
расторжение государственного контракта по соглашению сторон – это самый «безболезненный» и рациональный способ урегулирования споров.
В Законе о контрактной системе упоминается о возможности расторжения обязательств по соглашению сторон, но не раскрываются при этом принципиальные моменты этой процедуры. В этой связи, на практике возникает немало вопросов в процессе применения этого способа прекращения контракта. Рассмотрим некоторые особенности расторжения государственного контракта по соглашению сторон.
- Первый вопрос, который возникает на практике, заключается в том, а нужно ли вообще закреплять в тексте контракта такой способ прекращения договорных обязательств?
Однозначно можно говорить о том, что в тексте государственного контракта возможность его расторжения путем подписания Соглашения указывать не обязательно. О чем свидетельствует и отсутствие специального правила в Законе о контрактной системе. Иначе говоря, прийти к соглашению и расторгнуть контракт стороны могут в любой момент в процессе его исполнения, такое право есть у сторон априори.
- Следующий вопрос касается необходимости указывать причину расторжения государственного контракта в Соглашении.
По каким бы причинам Вы не решили расторгнуть контракт, будь то невозможность исполнения обязательств, форс-мажор и т.д., в тексте Соглашения Вам достаточно указать фразу «по соглашению сторон на основании» и сделать ссылку на пункт 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, что и будет являться причиной расторжения контракта.
- В какой форме заключается соглашение о расторжении контракта?
Согласно положениям статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора составляется в той же форме, что и договор. Таким образом, соглашение о расторжении государственного контракта должно быть сделано в письменной форме и подписано сторонами.
- Когда контракт считается расторгнутым?
Ввиду того, что Соглашение о расторжении контракта должно быть подписано обеими сторонами, то и сам контракт расторгается с момента его подписания. При этом стороны вправе предусмотреть и иную дату в самом соглашении.
В заключении отметим, что расторжение контракта по соглашению сторон является весьма удобным механизмом прекращения договорных обязательств. Он позволяет, с одной стороны, прекратить договорные отношения между сторонами мирным путем без участия органов государственной власти. С другой стороны, что немаловажно, при прекращении действия контракта по соглашению сторон, в отличие от иных способов расторжения государственного контракта, сведения об исполнителе не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков.